Сиднейский оперный театр давно уже стал визитной карточкой города и символом Австралии. Ответ на вопрос, где находится самое красивое здание современности, знают даже далекие от искусства и архитектуры люди. Но мало кто из них имеет представление, с какими трудностями столкнулись организаторы проекта и насколько высока была вероятность его заморозки. За внешне легким и воздушным «Домом муз», уводящим зрителей в страну музыки и фантазий, скрыты титанические вложения. История создания Сиднейского оперного театра не уступает в оригинальности его дизайну.
Основные этапы строительства
Инициатором возведения был британский дирижер Ю. Гуссенс, обративший внимание властей на отсутствие в городе и во всей стране здания с хорошей вместительностью и акустикой при явном интересе населения к опере и балету. Он же начал сбор средств (1954 г.) и выбрал участок для строительства – окруженный с трех сторон водой мыс Беннелонг, расположенный всего в 1 км от центрального парка. Разрешение на строительство было получено в 1955 году при условии полного отказа в бюджетном финансировании. Это было первой причиной затягивания сроков строительства: пожертвования и доходы со специально объявленной лотереи собирали около двух десятков лет.
Международный конкурс на лучший проект Сиднейского оперного театра выиграл датский архитектор Й. Утзон, предложивший украсить гавань зданием, напоминающим летящий по волнам корабль. Показанный комиссии эскиз больше напоминал набросок, малоизвестный в то время автор не сильно рассчитывал на победу. Но удача была на его стороне: именно его работа пришлась по душе председателю – Ээро Сааринену, архитектору с несокрушимым авторитетом в области строительства общественных проектов. Решение не было единогласным, но в итоге эскиз Утзона был признан самым эргономичным, в сравнении с ним другие проекты выглядели громоздкими и банальными. Он же эффектно смотрелся во всех ракурсах и учитывал условия окружения водой.
Стартовавшее в 1959 г. строительство растянулось на 14 лет вместо запланированных 4 и затребовало 102 млн австралийских долларов при базовых 7. Причины объяснялись как нехваткой средств, так и требованием властей внесения в проект еще 2 залов. Предложенные в оригинальном плане сферы-оболочки не могли вместить их все и обладали акустическими недостатками. На поиск альтернативного решения и устранения проблем у архитектора ушли годы.
Внесенные изменения отрицательно сказались на смете: из-за увеличенного веса здания построенный в гавани Сиднея фундамент пришлось взрывать и заменять новым, включающим 580 свай. Это вкупе с новыми требованиями добавления коммерческих площадок (инвесторы захотели получить свою долю) и заморозкой финансирования со стороны государственной лотереи в 1966 г. стало причиной отказа Утзона от самой значимой в его карьере работы и от посещения Австралии в дальнейшем.
Противники проекта обвиняли строителей в растрате и по факту были правы. Но вложиться в изначальные 7 млн у них не было шансов: на тот момент в Австралии отсутствовала плавучая подъемная техника (каждый кран для установки балок обошелся в 100 000 сам по себе), многие решения были радикально новыми и требовали дополнительных средств. Свыше 2000 закрепляемых секций кровли изготавливались по отдельным эскизам, технология оказалась затратной и сложной.
Материалы для остекления и покрытия кровли также заказывались на стороне. 6000 м2 стекла и более 1 млн единиц изразцовой облицовочной плитки белого и кремового цвета (азулежу) изготавливали в странах Европы по спецзаказу. Для получения идеальной кровельной поверхности плитку крепили механизированным способом, общая площадь покрытия составила 1,62 га. Вишенкой на торте стали специализированные подвесные потолки, отсутствующие в первоначальном проекте. Возможности завершить проект раньше 1973 года у строителей просто не было.
Описание конструкции, фасада и внутреннего убранства
После торжественного открытия Сиднейский оперный театр довольно быстро отнесли к шедеврам экспрессионизма и главным достопримечательностям материка. Картинки с его изображением замелькали в постерах к фильмам, журналах и сувенирных открытках. Массивное (161 тыс. т) здание выглядело как легкий парусник или белоснежные раковины, менявшие свой оттенок при изменении освещения. Задумка автора насчет улавливания бликов солнца и перемещения облаков днем и яркого освещения ночью полностью себя оправдала: фасад до сих пор не нуждается в дополнительных украшениях.
Для отделки внутренних помещений использовались местные материалы: дерево, фанера и розовый гранит. Помимо 5 основных залов вместительностью до 5738 человек, внутри комплекса разместили приемный холл, несколько ресторанов, магазинов, кафе, множество студий и подсобных помещений. Запутанность планировки стала легендарной: историю про заблудившегося и вышедшего в ходе пьесы на сцену курьера с посылкой знают в Сиднее все.
Интересные факты и особенности посещения
Автор идеи и разработчик основного проекта Йорн Утзон получил за него ряд престижных премий, включая Притцкеровскую в 2003 году. Он же вошел в историю как второй архитектор, чье творение признали объектом Всемирного наследия еще при жизни. Парадокс ситуации состоял не только в отказе самого Йорна от работы над проектом за 7 лет до окончания и от посещения Сиднейского оперного театра в принципе. Местные власти по какой-то причине не упоминали его имя на момент открытия и не указали его в таблице авторов у входа (что разительно отличалось от выданной ему золотой медали от Совета архитекторов Сиднея и других форм благодарности культурного сообщества).
Из-за внесения многочисленных изменений и отсутствия оригинального плана здания оценить реальный вклад Утзона действительно сложно. Но именно он разработал концепцию, избавил конструкцию от громоздкости, решил вопросы расположения, безопасного крепления крыш и главные проблемы с акустикой. За доведение проекта до конца и внутреннюю отделку полностью отвечали австралийские архитекторы и дизайнеры. По мнению многих специалистов с задачей они не справились. Некоторые работы по благоустройству и улучшению акустики ведутся по сей день.
К другим интересным фактам, связанным с открытием и развитием комплекса, относят:
- неизменную востребованность и наполненность. Сиднейский оперный театр принимает от 1,25 до 2 млн зрителей в год. Число туристов, приезжающих ради наружных фотографий, сосчитать невозможно. Внутренние экскурсии проводятся преимущественно днем, желающим посетить вечерние постановки нужно заказывать билеты заранее;
- многофункциональность. Площадки оперного театра, помимо основного назначения, используются при организации фестивалей, концертов и выступлений значимых личностей: от Нельсона Манделы до Папы Римского;
- полностью открытый доступ для туристов и отсутствие дресс-кода. Сиднейский оперный театр принимает гостей без выходных, исключение делается лишь для дней Рождества и Страстной Пятницы;
- мировое признание уникальности. Комплекс заслуженно входит в 20 рукотворных шедевров ХХ века, это здание признано самым удачным и выдающимся сооружением современной архитектуры;
- наличие самого большого в мире органа с 10 000 труб в главном концертном зале.
Репертуар и дополнительные программы
У поклонников русской музыки есть законный повод для гордости: первым поставленным на сцене «Дома муз» произведением была опера С. Прокофьева «Война и мир». Но оперной и симфонической музыкой репертуар театра не ограничивается. Во всех его залах реализуются самые разные сцены и номера: от театральных миниатюр до кинофестивалей.
Мировую известность имеют прикрепленные к комплексу культурные объединения – «Австралийская опера» и Сиднейский театр. Начиная с 1974 года с их помощью зрителям были представлены лучшие постановки и исполнители, включая новые национальные оперы и пьесы.
Ориентировочное количество проводимых мероприятий достигает 3000 в год. Для ознакомления с репертуаром и заказа билетов стоит воспользоваться ресурсами официального сайта. Программа Сиднейского оперного театра непрерывно развивается. Стратегия цифровой записи своих спектаклей в высоком качестве с последующей демонстрацией на TV и в кинотеатрах, вопреки опасениям, привлекла еще больше зрителей. Лучшей инновацией признана постройка в начале нового тысячелетия открытой площадки Forecourt для проведения постановок, шоу и концертов на берегу Сиднейской бухты.